Официальный каталог государственных учреждений


Проект
"Народная экспертиза"


Информация об исполнении Указов Президента РФ
от 07.05.2012г №№596-602, 606

 



Поиск

Погода


Новости

Межнациональные отношения и национальная политика государства
16.04.2020

Множество наций в современном мире вступают между собой в межнациональные отношения. Эти отношения многообразны и многоаспектны. От особенностей межнациональных отношений зависит стабильность общества и государства в целом.

 

Межнациональные отношения включают два вида:

  • отношения между национальностями внутри государства. Пример: в России отношения между русскими, белорусами, татарами, дагестанцами и т.д.;

  • отношения между разными нациями государств. Пример: отношения между русскими (или россиянами в целом, включая и другие нации) и французами.
     

    Обычно выделяют уровни межнациональных отношений:

  • межличностные отношения между представителями разных наций. Такие отношения наиболее ярко окрашены и предполагают ярко выраженное индивидуальное начало;

  • взаимодействие народов разных стран. Такое взаимодействие является обезличенным (т.е. не личным, а социальным, между социальными группами).
     

    Можно выделить формы взаимоотношений наций:

  • мирное сотрудничество — взаимодействие наций, приносящее пользу всем участникам взаимодействия. Способы мирного сотрудничества разнообразны. К ним можно отнести сотрудничество наций в политике, экономике, культуре, этническое смешивание (стихийное смешивание за счет межэтнических браков разных наций, проживающих на одной территории), ассимиляция (почти полное растворение одного этноса в другом за счет межнациональных браков);

  • этнический конфликт — столкновение наций в разных сферах, часто приводящее к вооруженной борьбе. Такие конфликты часто носят затяжной характер ввиду огромного числа участников и напряженности межэтнических отношений.
     

    Демократическое государство должно предотвращать такие конфликты. Самый эффективный путь — признание равноправия всех наций. В таком государстве недопустимы любые формы дискриминации (ущемления прав) наций. Так, например, в некоторых государствах закреплены даже несколько языков в качестве государственных. Например, Швейцария, там государственными считаются немецкий, французский и итальянский языки. Так формируется культурный плюрализм — многообразие культур разных наций в одном государстве и признание их равноправия. Культурный плюрализм — условие стабильности государства. При культурном плюрализме нации взаимно обогащают культуры друг друга. Часто представители одной нации овладевают традициями и привычками, языком другой без ущерба собственной культуре. В демократическом государстве может быть один государственный язык, который становится языком межнационального общения. Другие нации овладевают им добровольно, не забывая и сохраняя свой. При этом государство должно гарантировать народам право на сохранение собственных языка и культуры.
     

    В современном мире наметились две противоположные тенденции развития межнациональных отношений:

  • межнациональная дифференциация — процесс разделения, разъединения наций, выделения и гипертрофизации (преувеличения) национальных различий. Часто причиной такой тенденции межнациональных отношений становится национализм — идеология и политика, предполагающая демонстрацию превосходства одной нации над другой. Крайняя форма межнациональной дифференциации — сепаратизм — вооруженная борьба народа за отделение от многонационального государства. Например, в 1990-е гг. отдельные вооруженные формирования в Чеченской республике в составе нашей страны объявили о своем желании отделиться от России. Чеченские сепаратисты развязали войну, которая продолжалась несколько лет;

  • межнациональная интеграция — сближение наций через разные сферы общественной жизни — политические союзы, деятельность транснациональных корпораций (крупных фирм, осуществляющих деятельность сразу во многих странах), международные культурные центры, взаимодействие разных религий и культур.
     

    Национальная политика — комплекс политических и организационных мер, проводимых государственной властью в отношении народов разных национальностей. От проведения этой политики зависят межнациональный мир и согласие в стране. В настоящее время в мире усилилась миграция представителей разных этносов, и многие национальные государства (в которых представлена в основном одна нация) столкнулись с проблемами межэтнических столкновений. Например, массовые волнения мигрантов во Франции несколько лет назад, которые вылились в открытое противостояние с полицией и уличные беспорядки.

    Российская Федерация — многонациональное государство. На территории нашей страны проживают представители более 100 этносов. Обеспечение стабильности отношений между ними — важнейшая задача государства, от решения которой зависят социальный мир и согласие. Национальные конфликты — сложнейшие явления, которые легче предупредить, нежели пытаться погашать. Современные принципы межнациональной политики в России направлены прежде всего на решение этой задачи.

    Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, реализуемых в целях улучшения и дальнейшего эволюционного развития жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также формирования равноправных отношений между народами страны, реализации демократических механизмов разрешения межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция Российской Федерации, а также принятая в 1996 году Концепция национальной политики Российской Федерации. Для нашей многонациональной страны значима продуманная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:

  • развитие федеративных отношений, обеспечение гармоничного сочетания самостоятельности субъектов Российской Федерации в отдельных вопросах и целостности России. В рамках этого направления нациям предоставляются определенные автономии (права на решение некоторых вопросов самостоятельно);

  • развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян. В России запрещается дискриминация по национальному, расовому, языковому и иным признакам. Государство гарантирует предоставление переводчика в судебном заседании лицу, не владеющему русским языком. Российская власть создает условия для развития национальных культур, сохранения языков. Например, в национальных республиках России при поддержке федерального бюджета проводятся дни национальной культуры;

  • обеспечение политической и правовой защиты малочисленных народов в России. Так, в Уголовном кодексе РФ прямо предусмотрена ответственность за дискриминацию по национальному признаку;

  • поддержание стабильности, межнационального мира и согласия на всей территории Российской Федерации;

  • поддержка соотечественников, проживающих в государствах бывшего СССР, содействие развитию их связей с Россией. В рамках этого направления Россия поощряет добровольное переселение бывших соотечественников, предоставляя им льготы в получении гражданства, жилья и т.д.
     

    Основные принципы национальной политики в России:

  • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Дискриминация (ущемление прав) по национальному признаку карается уголовным наказанием;

  • сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

  • равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

  • гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

  • право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

  • содействие развитию национальных культур и языков народов России;

  • своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

  • запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

  • защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в других странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
     

    Интересные факты. Среди более чем 100 народностей и наций современной России выделяются такие, численность которых уже меньше тысячи человек. К ним относятся, например, юкагиры — восточносибирский народ, древнейшее население северо-восточной Сибири. Их основное занятие — рыболовство. Несмотря на христианизацию в XIX в., большинство юкагиров сохранили традиционные верования. Родовые шаманы до сих пор играют особую роль.

    Государство стремится сохранить культуру юкагиров. Благодаря этому, по данным последней переписи населения, юкагиров насчитывалось уже около полутора тысяч человек, при этом родным юкагирским языком владели около 300 из них.


  •  
    Автор: Администрация МО Приладожское городское поселение



     
    © 2007-2023 Приладожское городское поселение